Женский интернет журнал
  • О доме и быте...
  • О кулинарии...
  • О диете...
  • О фитнесе...
  • О здоровье...
  • О карьере...
  • Об отдыхе...
  • О хобби...
  • О путешествиях...
  • О любви...
  • О сексе...
  • О свадьбе...
  • О семье...
  • О беременности...
  • О детях...
  • О материнстве...
  • О воспитании...
  • О психологии...

Оглавление статьи:

Логопедические упражнения для буквы «Р»

Логопедические упражнения для буквы «Р»Ребенок должен четко выговаривать практически все звуки уже к 4 годам, но для некоторых звуков сделано исключение, так как они считаются наиболее сложными для малышей. К таким «трудным» звукам относятся «л» и «р». В принципе ребенок до 6 лет должен уже справляется с ними, но если это происходит с трудом, или же вообще не происходит, тогда возникает необходимость в специальных упражнениях для их постановки.

Многие логопеды утверждают, что самой трудной является работа по постановке в речи буквы «р», поэтому большинство детей, которых направляют к специалистам, не могут выговаривать именно этот звук. Но это поправимо, если, конечно, у ребенка нет физических нарушений речевого аппарата. Решить такую проблему могут не только логопеды, но и сами родители, внимательно изучив все правила обучения и логопедические упражнения.

Основные проблемы произношения буквы «Р»

Этот звук является наиболее сложным, поэтому совершенно неудивительно, что многие малыши не могут самостоятельно с ним справиться. Наибольшую трудность составляет введение «р» в слова и предложения (сам звук, при правильном обучении и тренировке, довольно быстро появляется у детей).

Основные проблемы произношения звука «р»:

  • «р» выпадает или же пропускается (особенно если звук находится между гласными – па…овоз, а не паровоз, ба..ан вместо баран и т.д.);
  • замена «р» другими звуками (чаще всего л, й и ы, например колова, а не корова);
  • звук, который произносят дети, довольно схож на «р», но звучит не типично для родного языка (чаще всего, такое встречаются у детей-биллингов, которые произносят «р» гортанно, что характерно для французской речи).

Как правильно научить ребенка произносить букву «Р»?

Даже если родители хотят самостоятельно научить своего ребенка правильно произносить звуки, все равно следует сначала проконсультироваться у логопеда. Это необходимо для выяснения причины, почему у ребенка не выходит тот или иной звук, а также для того, что бы правильно подобрать упражнения. Так, например, довольно часто дети не могут произносить «р» из-за своих физиологических особенностей – мешает «уздечка». В этом случае проблему решит только квалифицированный врач. Но если в физиологическом плане с ребенком все в порядке, тогда следует приступить к речевой гимнастике и логопедическим упражнениям.

Чтобы правильно поставить звук «р», вам с ребенком необходимо пройти три этапа:

  1. Научить малыша четко и уверенно произносить звук «р» отдельно от слов, то есть научиться «рычать»;
  2. Работать над тем, чтобы ребенок смог вставлять звук в слоги и слова;
  3. Постоянная тренировка произношения звука в повседневном общении (использование в предложениях).

Логопедические упражнения для постановки произношения буквы «Р»

Любое занятие необходимо начинать с разминки, для которой разработана серия специальных упражнений. Вот некоторые из них:

  • Малярная кисточка. Попросите ребенка улыбнуться, при этом приоткрыть ротик. Затем он должен как бы погладить язычком свое небо (начиная от зубов в сторону горла – насколько он сможет). Повторить данное упражнение нужно 10 раз.
  • Маятник. Точно так, как и в первом упражнении, малыш открывает рот, после чего нужно высунуть язычок и немного им покачать влево и вправо, как маятник.
  • Гармошка. Ребенок открывает рот и прижимает язычок к небу (верхнему) так, как будто хочет сказать «ы». В таком положении нужно открыть максимально широко рот, а затем закрыть, и так повторить хотя бы раз 15.

После разминки необходимо приступать к основным упражнениям:

  • Нужно попросить ребенка открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, а точнее, к их основанию. В таком положении малыш должен быстро и ритмично произносить звук «д»(как бы тараторя). Через несколько секунд малышу нужно очень сильно подуть на кончик своего языка, то есть произнести все тот же звук, но на выдохе.
  • Ребенок должен широко открыть ротик и произнести звук «ж» (пожужжать), при этом двигая язык к верхним зубкам. Пусть попробует сделать так пару раз, после чего взрослому нужно ввести под язычок логопедический шпатель. Этот шпатель нужно ритмично перемещать вправо и влево (только очень аккуратно), создавая при этом искусственную вибрацию. Ребенок же одновременно с манипуляциями взрослого должен на выдохе продолжать жужжать. Такое же упражнение следует делать на звуках «за» и «зи», при этом акцент делать не на гласную, а на «з».

Самое главное, при постановке звука «р» – это терпение, систематичность занятий и большое желание и родителей, и ребенка. А для того, чтобы у малыша было хорошее впечатление от занятий, за каждый его успех (даже незначительный) нужно обязательно похвалить. И ни в коем случае не ругайте своего ребенка, если у него что-то не выходит, так как у него может сформироваться негативный стереотип, который не только будет мешать, но и может перерасти в страх и неуверенность.

Понравилась статья - поделитесь ей с друзьями:

Советуем почитать: